Современное поколение должно знать героев Великой Отечественной войны, особенно, если эти герои – наши земляки.
Из воспоминаний преподавателей и студентов МГОУ, архивных источников и материалов, представленных на стендах НФ МГОУ, мы узнали о подвиге в годы Великой Отечественной войны преподавателей и студентов НФ МГОУ, об их самоотверженном желании сделать все возможное для своей Родины и победы в тылу и на фронте.
Штинова Анастасия, студентка группы 1Л
Великая Отечественная война
В истории Ногинского филиала МГОУ Великая отечественная война была самой тяжелой и самой жестокой из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной. Испытания невиданной в истории Великой Отечественной войны выпали на долю советского народа.
Страна перестраивалась на военный лад. Летом 1941 года с запада на восток потянулись эшелоны с ранеными. Лучшие здания отдавались по госпитали.
Осенью 1941 года под госпиталь было передано здание педагогического училища, поэтому педагогическое училище перевели в школу №2, затем в школу №4 в поселении Успенское.
Здание Ногинского педагогического училища, в годы Великой Отечественной войны здесь размещается госпиталь
Автобусы не ходили, трамвай часто останавливались из-за недостатка электроэнергии. Учащаяся военных лет Н. Ларионова вспоминает: “Из Каменок, где я жила, до этой школы расстояние – 8-9 километров. Этот путь мы вдвоем с подругой преодолевали пешком… Делая по 16-17 километров в день, мы не пропускали ни одного дня занятия”
В 1941 году в училище были открыты десятимесячные курсы по подготовке учителей биологии и русского для семилетней школы.
В январе 1842 года педагогическое училище перевели в здание школы-интерната для глухонемых детей на улице Рогожской. Проводились занятия в 3 смены.
В начале войны училищем руководили: Зайцев А. В., преподаватель математики, затем Молчанов Дмитрий Николаевич, блокадник, умер от истощения.
Ряд преподавателей и учащихся ушли на фронт.
Надели солдатские шинели: директор педагогического училища Гладких Г.Г., преподаватели: Першин Ф. С., Старичков С. И., Люльчев А. Н., Сазонтов В.С., Карасев С. В., Кузнецов Н. Д.
В Ногинске создается отряд народного ополчения из числа лиц непризывного возраста.
Преподаватели Спасский А. А., Архипов А. С. становятся бойцами этого отряда.
Деятельность педагогического коллектива была подчинена одной цели: «ВСЕ - ДЛЯ ФРОНТА! ВСЕ - ДЛЯ ПОБЕДЫ!».
Необходимо было придать всему учебно-воспитательному процессу особенно острый, боевой патриотический характер, чтобы молодежь не теряла веры в победу. Первые уроки начинались со сводок информационного бюро, читали письма с фронта преподавателей, выпускников, родных учащихся. В коридоре училища висела карта, на которой флажками отмечали освобожденные города. Около нее часто проводились импровизированные политинформации.
В 1941 году большая группа студентов третьего курса педучилища была распределена в сельские школы района.
“Восемнадцатилетней девчонкой пришлось начать свою педагогическую деятельность заведующей начальной школой, - вспоминает выпускница 1942 года Ф. Федяева – Разрушенное небольшое школьное помещение надо было восстанавливать, никакой мебели не было… Все было сделано в срок. Больные, истощенные дети пришли 1 сентября 1942 года в свою родную школу… Фронт был не так далеко, слышны были артиллерийские выстрелы, разрывы бомб. Работать хотелось как можно лучше, отдавая знания, которые были получены в техникуме”.
В 1943 году в Ногинском педагогическом училище училась Антонина Алексеевна Авдонина (Петухова).
Главное воспоминание – неистребимое желание «знать и уметь», что и заставляло в те голодные годы получать образование. Это желание Тони передалось ее сестре и брату, которые также стали педагогами.
Исключительно важное образовательное и воспитательное значение приобрел общественно-полезный труд учащихся педагогического училища. Совместно с преподавателями проводились работы на строительстве оборонных сооружений, по сбору средств на постройку танков и самолетов, по сбору теплых вещей и подарков для советской армии, читки газет, книг, концерты. Частыми гостями были учащиеся в госпиталях, писали письма под диктовку раненых, показывали концерты, работали нянями, вязали варежки и носки для фронтовиков.
Учащиеся и преподаватели работали на заготовке дров для нужд училища и города Ногинска. Дневная норма выработки составляла 4 куба на одного человека. За перевыполнение нормы учащимся давались дополнительные талоны на хлеб. Учащиеся работали на училищном огороде. Овощи с огорода шли в студенческую столовую.
Самоотверженный труд учителей в годы Великой Отечественной войны получил высокую оценку правительства: многие работники народного образования были награждены орденами и медалями. Орденом трудового красного знамени был награжден завуч педагогического училища Спасский А. А., директор училища Пастихин В. Д., преподаватели: Быкова Н. Е., Тяпушкина П. М., Судорогин П. Ф., Русинова В. А – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Возвратились с фронта и приступили к работе в педагогическом училище преподаватели: Першин Ф. С., Сазонтов В. С., Старичков С. И., Кузнецов Н. Д. Погибли на фронтах Великой Отечественной войны: директора педагогического училища: Гладких Г. Г., Шипков А. А.; преподаватели: Люльчев А. Н., Карасев С. В.; выпускники училища: Батурин, Середа С., Иванов И. Г. и другие.
В августе 1945 года перестал функционировать военный госпиталь, размещавшийся в учебном корпусе. Педагогическому коллективу, учащимся предстояло заново обживать родное училище. Педагогическое училище вернулось в родные стены. Здесь все напоминало о госпитале: остатки медицинского оборудования, устойчивый запах лекарств.
Воспоминания выпускницы 1948 года Веры Андреевны Никончиковой (Ефремовой):
«Студенты активно взялись убирать помещение и ремонтировать его. Делали все сами, рабочих не нанимали. Сами красили столы, стены, завозили топливо. Была у нас и огородная бригада, которая выращивала овощи для нашей столовой, чтоб обеды были дешевле…»
По-прежнему преподавали в училище Спасский А. А., Быкова Н. Е., Недумова М. Н., Глазова Л. Д., Судорогин Н. Ф., Архипов А. С., Русинова В. А., Зайцев А. И., Серапионова С. С., Варламова К. А., Першин Ф. С., Старичков С. И., Сазонтов В. С.
Преподаватели Глазова Л.Д., Недумова М.Н., Бутырская Н.И., директор Максименко Ф.С. принимают экзамен по литературе
Несмотря на неказистую мебель: длинные черные столы, скамейки, деревянные классные доски, - учащихся в училище тянуло; со временем здесь становилось теплее, уютнее, появилось много цветов.
Послевоенная жизнь налаживалась.